Быть новичком может быть унизительно. Первая эйфория прошла, а многие, даже простые вещи даются нелегко. Особенно когда все вокруг уже всё умеют, а ты только учишься. Легко можно провалиться в стыд, чувство недостаточности и зависть. В таком состоянии нет свободы для проб и ошибок. Ведь любые реальные попытки действовать меркнут на фоне недостижимого идеала. От чувства недостаточности вся познавательная активность сдувается.
Подобную стадию я проходила в начале обучения фридайвингу. Я мечтала нырять и парить в толще воды. Но вместо тренировок в воде, сначала поешь с носодуем в попытках управлять мягким небом для обучения продувки. Хрюкающий звук означает, что мягкое небо опускается и шарик сдувается. Пока сама хрюкаю носодуем, вокруг лениво разминаются морские котики — опытные фридайверы перед нырянием в Blue Hole. Я конечно же завидую и чувствую себя гадким утенком, пока вокруг медленно плавают прекрасные лебеди. https://vk.com/video89527907_456239300
Кроме того само преподавание становится благотворной почвой для патологического нарциссизма. Где еще найдешь столько внимания и стабильную позицию превосходства? Поэтому, к сожалению, преподаватели, учителя, инструктора иногда занимаются больше самоутверждением и удовлетворением нарциссизма, чем обучением.
Одно из проявлений нарциссизма преподавателя — стараться заигрывать с аудиторией и стремиться ей понравиться (заглушив тем самым собственное чувство недостаточности), теряя цели обучения и нарушая границы. Яркий пример такого «расцвета» нарциссизма я однажды наблюдала, когда педагог на клиническом практикуме травил байки про секс-шопы в Вене. Вторая крайность — учителя тыкают в ошибки без объяснения, как их преодолеть. Такое обучение превращается в унижение. От ученика ожидают сразу идеального исполнения, и собственное чувство недостаточности «выплевывают» в его сторону.В такой системе, конечно, нет места процессу проб/ошибки и самостоятельной активности ученика. Все магическим образом должно стать идеальным. Поэтому некоторые люди предпочитают учиться сами, по самоучителям/инструкциям в интернете. Корень именно в нарциссической уязвленности (вернее, в страхе с ней столкнуться, особенно если такой опыт уже был).
Кажется, что много чему можно научиться самостоятельно при желании — завязывать шнурки или ходить. Но одно дело шнурки вязать, другое — веревки на яхте, где у каждого узла своё предназначение и свойства, открытые за сотни лет мореходства. Поэтому если взять более сложные моторные навыки, например виндсерфинг или фридайвинг, там можно долго набивать шишки и заново изобретать колесо. Но цена таких самостоятельных проб и ошибок иногда может быть слишком высокой.
Пример из фридайвинга. Можно дикарем научиться нырять на 10 метров. Кому-то из-за физиологического строения евстахиевых труб и мышц гортани/неба это будет даваться легко. Но большинство новичков будут не знать, как правильно продуваться и в результате получат микробаротравмы барабанной перепонки и воспаления. Если человек захочет сам нырять глубже без присмотра опытного инструктора — то цена ошибки может быть еще выше. Опытный инструктор и педагог обычно определяет «зону ближайшего развития» ученика.
Зона ближайшего развития (ЗБР) — это то, что ребёнок может сделать при помощи взрослого, но ещё не может сам. Поэтому нормальная педагогика строится как последовательное обучение сложным навыкам через простые шаги в зоне ближайшего развития ученика. Это не ученик должен подняться до учителя, а учитель спуститься в мир проблем и трудностей ученика. А для этого нужно уметь идентифицироваться со слабой/незнающей/растерянной частью — как в себе, так и в ученике. И с такой педагогической позиции обучение становится собственно передачей знаний/знаков о конкретных действиях, накопленных тысячелетиями и отточенных поколениями людей.