Патологический нарциссизм можно представить как качели — перепады самооценки между Идеализированным и Обесцененными образами себя, между ощущениями Превосходства и Недостаточности.
При патологическом нарциссизме у человека жесткие идеалы и сильная жажда признания. Он стремится к совершенству и превосходству, идеальному образу себя, но когда реальность не соответствует его идеальным требованиям, он разочаровывается, испытывает стыд, злится на себя и других, эмоционально отстраняется. А еще — страдает от чувства недостаточности.
Погружение в чувство недостаточности похоже на попадание в болото, потому что человеку не на что опереться, он лишается почвы. Все реальные достижения, способности и отношения обесцениваются. Чем больше он гневается на себя и реальность, тем больше увязает.
Если попытки выбраться из чувства недостаточности и происходят, они малопродуктивны. Человек по-прежнему много требует от себя, хочет сразу выскочить в идеализацию и грандиозность. Как барон Мюнхгаузен, который тянул себя за волосы. Как и у барона, эти идеализация и чувство превосходства оказываются мнимыми, без ясной опоры в реальности, и сопровождаются жестокостью к себе в попытках добиться идеала, воспарить над бренной реальностью.
В зависимости от того, в какую сторону чаще колеблется самооценка, выделяются разные формы нарциссизма:
«Толстокожий» тип — когда человек в большей мере демонстрирует свое превосходство и грандиозность, оценивая других как недостаточных;
«Тонкокожий» тип — когда человек в большей мере переживает свою недостаточность и уязвимость перед критикой, завидуя другим людям и стыдясь себя.
Чем больше расщеплены идеализированный и обесцененный образы себя, тем сильнее перепады самооценки и тем труднее реализовываться в жизни. На основе этого критерия выделяют уровни тяжести патологического нарциссизма:
На невротическом уровне люди могут стабильно работать (обычно ради денег или чувства превосходства), а также могут быть в длительных, но поверхностных отношениях, в которых преобладает эгоцентризм и удовлетворение своих потребностей, без учета интересов другого.
На пограничном уровне люди испытывают серьезные проблемы с работоспособностью, не могут вкладываться в профессию, хобби и любовные отношения (помимо коротких сексуальных увлечений). Эти люди более агрессивно реагируют на угрозу их самооценке, направляя свою ярость на других или себя.
Важно отметить, что колебаниям подвержен не только образ себя, но и образы других людей. То есть это качели дисбаланса для двоих. Когда человек чувствует себя превосходным, то другие становятся недостаточными и бесполезными, и он обходится с ними пренебрежительно. А когда сам погружается в недостаточность, то другие воспринимаются как превосходные, поэтому человек испытывает стыд и зависть.
Люди с патологическим нарциссизмом могут быть весьма обаятельными, умело вызывать восхищение и с удовольствием слушать лесть от тех, кого в своей личной иерархии располагают ниже себя. Но в то же время они могут чрезмерно идеализировать других, демонстрировать неуверенность, застенчивость и услужливость.
Чтобы чувствовать себя хорошо, таким людям нужен постоянный подпитывающий источник восхищения. Их самооценка похожа на надувную фигуру с дыркой, самоощущение которой сдувается и колеблется в зависимости от количества подтверждения и восхищения. Поэтому такие люди организуют работу и личную жизнь так, чтобы постоянно получать восхищение и лесть. Например, человек выстраивает поверхностные влюбленности одновременно с разными людьми, а когда партнер предъявляет свою неудовлетворенность и фрустрацию, бросает его и заменяет другим.
Когда такие люди не могут добиться восхищения со стороны других, это приводит к большей враждебности и одиночеству, трудностям в контроле эмоций. Поэтому нарциссическая грандиозность нестабильна и всегда ведет к риску соскользнуть в нарциссическую уязвимость, заполняя человека гневом, завистью и страхом.
Люди с патологическим нарциссизмом часто проявляют свои сильные стороны — уверенность в себе и социальную компетентность — но скрывают и трудно осознают свои страдания, среди которых:
Никчемность, пустота, одиночество и беспомощность;
Опустошающий стыд, изолированность;
Разрушительная зависть;
Враждебность, направленная на себя или других.
Поверхностная грандиозность и пренебрежение к другим могут маскировать чувство «пустоты и тщетности» или «голодного, разъяренного, пустого я, полного бессильного гнева». У более тревожных людей может возникнуть сильная ненависть к себе и стыд, вплоть до саморазрушения.
В легких формах патологический нарциссизм может проявляться временно и в определенных ситуациях в виде:
Грандиозности;
Преувеличенной значимости;
Склонности к стыду;
Антагонизме;
Стремлении к привилегиям и демонстрации статуса.
На более тяжелом конце спектра патологический нарциссизм переходит вустойчивое нарциссическое расстройство личности (НРЛ) и так называемый «злокачественный нарциссизм», в котором присутствует крайняя степень враждебности и мстительности, стремление к триумфу и антисоциальное поведение.
Тяжелая форма «злокачественного нарциссизма» с психотическим функционированием и антисоциальным поведением хорошо показана в Джокере.
В целом нарциссические трудности могут иметь многочисленные и противоречивые проявления, существовать на разных уровнях тяжести как внутри человека в разные моменты времени, так и между людьми. Все это усложняет диагностику и лечение нарциссических людей.
Если кратко описывать преодоление нарциссизма, то оно в юмористическом виде показано в образе Фионы из Шрека. Да-да, вновь образ болота. Сидя в замке, Фионе было необходимо скрывать свою уязвимую и несовершенную часть. Но именно через признание реальности своей природы и преодоление стыда Фиона смогла вступить в отношения со Шреком.