Здоровая вина помогает заботиться о других, выдерживать противоречивые чувства и сохранять хорошие отношения.
Человек умеет переживать вину, когда может понимать чувства и учитывать потребности другого. И если человек понимает, что причинил вред близкому, он чувствует сожаление, извиняется и старается возместить урон, чтобы восстановить отношения.
Совсем по-другому вина переживается при пограничной и невротической организации личности.
На пограничном уровне человек не чувствует вины и видит других лишь как средства для удовлетворения своих потребностей, не задумываясь об их чувствах и внутреннем мире людей. Другие люди для него как плоские фигуры в игре его потребностей.
Чемниже уровень пограничности, тем больше человек получает удовольствия от своей агрессии — от запугивания, контроля, власти, причинения боли, подчинения, мстительности. В фильме «Что-то не так с Кевином» показано не только полное отсутствие вины и сожаления у Кевина, но и издевательский садизм к матери. Смотрите подробнее в разборе фильма «Что-то не так с Кевином».
На среднем уровне пограничной организации человек боится обвинений, что может быть наказан или отвергнут. Его контроль и критика могут быть вынесены вовне, в других людей. У такого человека еще жёстко разделены образы хорошего и плохого. Поэтому с одной стороны он может иметь ригидные и далекие от реальности представления о правильности, а с другой стороны может иметь жесткую критику к себе и другим. И если он не тотально хороший, то становится тотально плохим и не достойным близости. Поэтому люди будут отмахиваться от любых претензий , защищая образ «я хороший и непогрешимый», атакуя в ответ, делая плохими других, но не себя. Они могут краем сознания замечать нанесенный вред, но отмахиваться, чтобы не попадать в жгучий стыд. Если они признают свою вину, то будут испытывать полное внутреннее изничтожение, невыносимую плохость, которая будет загонять их в изоляцию и блокировать способность восстанавливать отношения после ссор.
На невротическом уровне человек переполнен необоснованной виной, которая как «дым без огня». Такой человек уже умеет представлять субъективный мир другого, но излишне беспокоится, что перегружает другого, не удобен ему, мешает или недостаточно хорош. Такому человеку страшно проявлять свою агрессию, заявлять о своих потребностях и защищать границы. Ради поддержания отношений он может услуживать и редко взрываться злостью.
Поэтому чувства вины и стыда, а также способ человека обращаться со своей агрессией — это важные диагностические критерии, о которых психотерапевт спрашивает на интервью в начале психотерапии. Способы переживания вины и обращения с агрессией также становятся важными показателями прогресса психотерапии.