С удивлением замечаю, как концепции столетней-тысячелетней давности всплывают в установках моих клиентов.Никто из них собственно философию глубоко не изучал, но различные идеи о психическом, бытии и телесности словно витают в воздухе и впитываются в людей по ходу жизни.И порой неосознанная концепция о психическом может быть просто несовместима с самой идеей психотерапии, ее конкретным видом или с возможностью саморегуляции.
Приведу три примера из опыта работы с клиентами.
Декартовский дуализм (он же — разделение тела и души) выливается в представление, что тело само что-то понимает и делает, как эволюционно отлаженный механизм, а разум лишь с опозданием может это осознать. Результат — беспомощность перед телесными реакциями и эмоциями.
У других клиентов есть представление, что душа подчиняет тело, которое содержит комок низших желаний и которое необходимо укрощать ограничениями. Это отсылка к патристике темных веков, которая в современном мире переходит в нарциссические идеи стремления к идеалу через ограничения тела.
Конечно, нельзя обойти стороной любимый конфликт между «хочу» и «надо», который в психоанализе рассматривается как борьба между Ид и Супер Эго. А если копнуть глубже, то за этим конфликтом лежит образ возницы (Эго) Платона, который управляет одновременно дурным конем (страсти, Ид) и волевым конем (Супер Эго). Да, в такой философии есть идея саморегуляции, но она может только увеличить внутреннюю конфликтность. А помочь переосмыслить движущие мотивы — нет.
Также незаметно разные виды психотерапии базируются на разных философских основаниях. Вот еще два примера.
Диалектический материализм (ДМ) незаметно присутствует в mindfulness. Ведь именно внутри диалектического материализма психика – это отражение внешнего мира. Весь mindfulness и медитации в итоге используются как способ сделать это отражение гладким, как «озеро во время штиля». Но при этом отрицается значимость неприятных эмоций.
Порой под гуманистической подоплекой в танцевально-двигательной и телесно-ориентированной терапиями, а также под embodiment практиками проглядывает обычный бихевиоризм с переобучением новым навыкам и образованием ассоциативных связей (то есть рефлексов).
Таким образом, выбор вида психотерапии незаметно согласуется с философскими представлениями о психике как у психотерапевтов при обучении, так и у клиентов во время первых встреч со специалистом.